Анализ рынка

В разделе рыночного анализа вашего бизнес-плана вам необходимо показать ваше знание отрасли и соответствующего рынка, а также все ваши выводы и заключения по этому поводу. Как правило, этот раздел приводится после раздела "Описание компании".

Какие сведения включить в раздел "Анализ рынка"

Описание и обзор отрасли – здесь приводится описание вашей сферы деятельности, включая актуальные размеры и динамику темпов роста, а также прочие тенденции и характеристики (напр., этап жизненного цикла, прогнозируемые темпы роста отрасли). Далее перечислите основные группы потребителей внутри вашей отрасли.

Информация о вашем целевом рынке – необходимо сузить целевой сегмент рынка до размеров, с которыми возможно эффективно работать. Многие компании совершают ошибку, пытаясь выйти сразу на излишнее число целевых рынков. Проведите анализ и включите в раздел следующие сведения о вашем сегменте рынка:

Дифференцирующие характеристики – какие важнейшие потребности имеют ваши потенциальные клиенты? Удовлетворены ли эти потребности?  Каковы демографические показатели и местоположение группы? Существуют ли сезонные или циклические тренды продаж, влияющие на вашу сферу деятельности?

Размер первичного целевого рынка – помимо размера вашего сегмента рынка, какие данные о ежегодных объемах продаж на рынке вашей отрасли вы можете включить в раздел? Какой прогнозируется для данной группы рыночный рост? Более подробная информация, также как и советы, и перечень бесплатных государственных информационных ресурсов, которые могут помочь вам при создании вашего рыночного профиля, содержатся в "Руководстве по исследованию рынка".

Какую долю рынка возможно захватить? – Какую долю рынка в процентном соотношении и число покупателей вы ожидаете захватить в определенной географической зоне? Приведите пояснения к логике своих расчетов.

Ценообразование и целевые показатели валовой прибыли – Определите свою структуру ценообразования, уровни валовой прибыли и любые системы скидок, которые вы планируете использовать.

При включении в раздел информации о проведенных вами рыночных тестов или исследований, убедитесь, что акцент делается именно на самих результатах тестов. Любые прочие сведения также следует включить  в это приложение.

Анализ конкурентоспособности – в своем исследовании конкуренции вам необходимо определить ваш уровень конкурентоспособности на основании данных о вашем ассортименте продукции или услуг и о рыночном сегменте. Оцените следующие характеристики конкурентной среды:

  • Доля рынка
  • Сильные и слабые стороны
  • Насколько важен целевой рынок для ваших конкурентов?
  • Существуют ли барьеры для выхода на рынок?
  • Каково ваше окно возможностей для выхода на рынок?
  • Существуют ли побочные или вторичные конкуренты, которые могут повлиять на успех вашего дела?
  • Какие существуют рыночные барьеры (напр., меняющиеся технологии, высокая стоимость инвестиций, недостаток квалифицированного персонала)?

Законодательно-нормативные ограничения – необходимо привести любые требования со стороны потребителей или государства, влияющие на ваш бизнес, а также методы их соблюдения. Приведите также любые факторы эксплуатационного или затратного характера, которые могут повлиять на ваш бизнес вследствие необходимости соблюдения в вашей деятельности законодательно-нормативных требований.

По завершении данного раздела можно переходить к следующему разделу вашего бизнес-плана - "Организация и управление".